Исламские золотые динары и серебряные дирхамы

В Коране Создатель говорит: «О, вы, кто верует! Свое добро на тщету меж собой не расточайте, расходуйте его в торговых сделках лишь по взаимодоброй воле... " (Сура Ан-Ниса, аят 29). Из этого следует приказ Всевышнего на осуществление торговли только по взаимному согласию обеих сторон. Деньги не являются исключением из этого правила, потому что Творец не сказал "торгуйте по взаимному согласию, кроме денег".  Напротив, в Исламском сообществе деньги, являясь наиболее важным товаром, всегда были предметом свободного выбора (на протяжении 14 веков, вплоть до окончания Оттоманского Халифата в 1924 г). 

 

Из Сунны Посланника мы знаем, что долговые расписки, векселя, и другие финансовые обязательства не могут служить средством платежа. То есть займ не должен выходить за рамки своих естественных параметров. 

 

В Фикхе (науке об исламском праве) есть две категории Ростовщичества - Риба аль Фадл и Риба аль Насиа. Первый вид относится к обмену с неравенством в цене; второй - к обмену с отсрочкой доставки/выплаты.  Современный бумажные деньги - это Риба аль Фадл, т.к. одна сторона дает ценный товар, а другая никчемный клочок бумаги.  Бумажные деньги, подкрепленные золотом (как в системе золотого стандарта) - это Риба аль Насиа, то есть умышленная отсрочка выплаты золота.  И в том и в другом случае бумажные деньги - инструмент ростовщичества.

 

Классическое определение денег в Исламском праве принадлежит Имаму Малику, написавшему 1300 лет назад в своем известном труде "Аль Муатта", следующее:  «Знай, что деньги в Исламе это любой товар добровольно избранный сообществом как средство обмена».  Из этого следует, что современные бумажные деньги не могут быть признаны деньгами в Исламе по двум причинам - они не товар, и они навязаны сообществу без права выбора (как законное средство платежа).

 

Однако наиболее важный момент здесь в том, что создание современных бумажных денег систему дробного банковского резервирования – это ХАРАМ (запретные действия) в Исламе. Деньги или богатство – это что не ДОЛЖНО создаваться искусственно. Они приобретаются в результате упорного труда, что и делает золото идеальными деньгами, так как человек не может его создать.

 

Мусульманский историк Ибн Халдун написал в своей книге «Мукаддима» (араб. «Введение») в 1377 году: «И Бог создал два драгоценных металла, золото и серебро, для использования в качестве мерила ценности всех ресурсов. Они также обычно используются людьми как хранилище ценности. Другие товары также иногда складируются, но только с целью получения золота и серебра. Ибо другие товары подвержены колебаниям рынка, тогда золото и серебро недвижны».

 

Исламские ученые и правители в прошлом четко знали, что деньги запрещено монополизировать, даже золотые и серебряные, власти контролировали только стандарт монет.